Положение о наставничестве

- устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
- определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в МБУ ДО СШОР и его эффективности.
1.2. Участниками системы наставничества в МБУ ДО СШОР являются:
- наставник (опытный тренер-преподаватель, обладающий высокими
профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики
преподавания и воспитания);
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее —
наставляемый);
- директор МБУ ДО СШОР;
- куратор наставнической деятельности в МБУ ДО ДЮСШ (заместитель
директора по учебно-спортивной работе, далее по тексту УСР);
- родители (законные представители) обучающихся;
- выпускники МБУ ДО СШОР.
2. Цель и задачи наставничества. Функции образовательной деятельности МБУ
ДО СШОР в области внедрения целевой модели наставничества
2.1. Целью наставничества является:
- максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого,
необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через
создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10
лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее тренерыпреподаватели);
- улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах деятельности;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействие его
профессиональной ориентации;
- раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
- обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
- формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах,
а также при выполнении должностных обязанностей;
- ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять
возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень;
- сокращение периода профессиональной и социальной адаптации тренеровпреподавателей при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в
МБУ ДО СШОР и создание благоприятных условий для их профессионального и
должностного развития;

- создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
- выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБУ ДО СШОР,
в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его
участниками.
2.3. Внедрение целевой модели наставничества в МБУ ДО СШОР предполагает
осуществление следующих функций:
- реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели
наставничества;
- ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;
- назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой
модели в МБУ ДО СШОР;
- привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их
деятельностью; инфраструктурное (в том числе материально-техническое,
информационно-методическое) обеспечение наставничества;
- осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности МБУ
ДО СШОР;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
наставничества; обеспечение формирования баз данных и лучших практик
наставнической деятельности в МБУ ДО СШОР;
- обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего
Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программ
наставничества МБУ ДО СШОР.
Программы наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников)
и включает в себя:
- индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника
(далее индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе
которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают
свои индивидуальные. планы с учетом выбранной ролевой модели.
- реализуемые в МБУ ДО СШОР формы наставничества («тренер-преподаватель
— обучающийся» и «тренер-преподаватель — тренер-преподаватель» с учетом
вариаций ролевых моделей по каждой форме;
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности
несет директор МБУ ДО СШОР, куратор наставнической деятельности

(заместитель директора по учебно-спортивной работе) и наставники (тренерыпреподаватели) в рамках, возложенных на них обязанностей по осуществлению
наставничества в МБУ ДО СШОР.
Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций или
профессиональных компетенций.
3.3. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников
образовательного процесса:
- обучающихся в возрасте от 10 лет, изъявивших желание в назначении
наставника;
- педагогических работников, вновь принятых на работу в МБУ ДО СШОР;
- педагогических работников, изъявивших желание в назначении наставника.
3.4. Наставниками могут быть педагогические работники (тренерыпреподаватели) МБУ ДО СШОР.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в
(Приложении 4).
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической
деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение —
групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия),
по согласованию с наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для
каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года для формы
наставничества «тренер-преподаватель — обучающийся», и не более 3-х лет для
формы наставничества — «тренер-преподаватель — тренер-преподаватель») с
учетом выбранной ролевой модели и в зависимости от планируемых результатов,
сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по
согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом директора МБУ ДО СШОР,
основанием могут выступать следующие обстоятельства:
- прекращение наставником трудовых отношений с МБУ ДО СШОР
- психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
- систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;

- обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в МБУ ДО СШОР осуществляются в
соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя
семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;
Этап 2. Формирование базы наставляемых;
Этап З. Формирование базы наставников;
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска
наставничества в МБУ ДО СШОР, включающая в себя информирование
потенциальных участников наставнической деятельности, определение
заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов
наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на
ближайший год, исходя из потребностей МБУ ДО СШОР.
3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников,
проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с
помощью диагностических бесед.
На данном этапе собираются:
- согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы
наставничества в МБУ ДО СШОР, которые еще не давали такого согласия,
- согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников
наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники — несовершеннолетние.
3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию
базы данных потенциальных наставников (Приложение МЗ) с ориентацией на
критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение
По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников (см.
Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как
администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется
проект приказа МБУ ДО СШОР с приложением листа согласования,
направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления и
согласования. Во втором случае приказ издается на основании представления
коллектива сотрудников (инициативной группы, структурного подразделения,
комиссии, совета МБУ ДО СШОР, родительского комитета и др.), составленного
в произвольной форме на имя директора МБУ ДО СШОР.
Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений
(формат заявления представлен в Приложении № 6).

Все наставники и куратор готовят свои портфолио (формат приведен в
Приложении 7, 8), которые вместе с реестром наставников размещаются на сайте
МБУ ДО СШОР (на странице/в разделе по наставничеству).
3. 14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар
(групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного
этапа приказом директора МБУ ДО СШОР утверждается Программа
наставничества на текущий учебный год.
При необходимости организовываются мероприятия по развитию наставников в
формате «Школы молодого тренера-преподавателя», которые включаются в
Программу наставничества.
3. 15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и
наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых
мероприятий, награждение эффективных участников наставнической
деятельности.
4. Права и обязанности Куратора:
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
- формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
- разработка проекта ежегодной Программы наставничества МБУ ДО СШОР;
- организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
- подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение директору МБУ ДО СШОР;
- оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
- мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через
анализ в разрезе осуществленных форм наставничества;
- оценка соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора;
- получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование) обработка
полученных результатов;
- анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в МБУ ДО СШОР и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
- запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления,
анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от
участников наставнической деятельности;
- организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители, тренеры-преподаватели, педагог-психолог, и др.);

- вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБУ ДО
СШОР, сопровождающие наставническую деятельность;
- инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности
в МБУ ДО СШОР;
- принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
- вносить на рассмотрение руководству МБУ ДО СШОР предложения о
поощрении
участников
наставнической
деятельности;
организации
взаимодействия наставнических пар;
- на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и
высокого качества Программ наставничества;
- выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального
плана, выбора методов наставнической деятельности;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;
- передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в том числе —
оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в
нестандартных ситуациях и пр.;
- своевременно реагировать на проявления не дисциплинированности
наставляемого;
- личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости — корректировать его поведение;
- принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБУ ДО
СШОР, в том числе — в рамках «Школы молодого тренера-преподавателя»;
- в случае, если он не является сотрудником МБУ ДО СШОР, предоставить
справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы,
необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении
обучающихся.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
- привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
Программы;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБУ ДО
СШОР, в том числе — с деятельностью наставляемого;
- выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности
выполнения
заданий,
проектов,
определенных
Индивидуальным планом;
- требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
- в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «тренер-преподаватель — тренер-преподаватель») и иных
оценочных или конкурсных мероприятиях; принимать участие в оценке качества
реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий
организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой
модели и эффективности внедрения Целевой модели;

- обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений
в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
- обращаться к руководителю МБУ ДО СШОР с мотивированным заявлением о
сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или
успешного
выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
мероприятий индивидуального плана развития.
5.2. Наставник обязан:
помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;
- в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их
выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального
плана, выбора методов наставнической деятельности;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; передавать
наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и
современным методам работы или поведения, в том числе оказывать
наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях и пр.;
- своевременно реагировать на проявления недисциплинированности
наставляемого;
- личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости — корректировать его поведение;
- принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБУ ДО
СШОР, в том числе в рамках «Школы молодого тренера-преподавателя»;
- в случае, если он не является сотрудником МБУ ДО СШОР, предоставить
справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы,
необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении
обучающихся.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый обязан:
выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные
сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с
выполнением Индивидуального плана; совместно с наставником развивать
дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных
задач, формировать поведенческие навыки;
- отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий Индивидуального плана);

- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального плана;
- проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное
отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой
наставничества МБУ ДО СШОР.
пользоваться имеющейся в МБУ ДО СШОР нормативной, информационноаналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными
ресурсами, обеспечивающими реализацию
- индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую
информацию; принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ
наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности
внедрения Целевой модели;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в МБУ ДО СШОР.
7. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества
7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в МБУ ДО
СШОР направлена на:
- изучение (оценку) качества реализованных в МБУ ДО СШОР Программ
наставничества, их сильных и слабых сторон, качества совместной работы
пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором
анализа;
- выявление соответствия условий организации Программ наставничества в МБУ
ДО СШОР требованиям и принципам Целевой модели;
7.2. Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с
периодичностью раз в полугодие (не позднее 30 сентября и 30 марта ежегодно).
7.3. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на
основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией
наставнической деятельности в МБУ ДО СШОР;
7.4. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в МБУ ДО
СШОР на школьном сайте .1. в разделе, «Наставничество» размещается и
своевременно обновляется следующая информация:
- портфолио наставников; перечень социальных партнеров, участвующих в
реализации Программы наставничества МБУ ДО СШОР;
- анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
8. Мотивация участников наставнической деятельности

8.1. Участники системы наставничества в МБУ ДО СШОР, показавшие высокие
результаты, могут быть представлены решением руководителя МБУ ДО ДЮСШ
к следующим видам поощрений:
- публичное признание значимости их работы объявление благодарности,
награждение почетной грамотой МБУ ДО СШОР и др.;
- размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах МБУ ДО
СШОР в социальных сетях;
8.2. Руководство МБУ ДО СШОР также может оказывать содействие развитию
социального капитала наиболее активных участников наставничества в МБУ ДО
СШОР через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях
(конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.).
8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих
выплат МБУ ДО СШОР.
8.4. Руководство МБУ ДО СШОР вправе применять иные методы
нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды
института наставничества и повышения его эффективности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».